Какие изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году и что с этим делать бизнесу?

Какие изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году и что с этим делать бизнесу?

Особенности ведения бизнеса в России меняются от года к году. Рынок не стоит на месте, вместе с ним меняется и его правовая основа. Какие важные изменения вступят в силу в 2018 году? На что обратить внимание собственникам и топ-менеджерам бизнеса и как правильно подстроиться под меняющуюся правовую базу? Об этом корреспонденту «КС» подробно рассказали участники новосибирского юридического рынка, а также представители экспертного сообщества.

Евгений Шурубура, глава юридического отдела компании Plan B

Категории риска

Какие изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году и что с этим делать бизнесу?В наступившем году почти все надзорные ведомства, проверяющие бизнес, должны перейти на риск-ориентированный подход. Фактически это означает, что по установленным правительством страны критериям предприятие будет отнесено к одной из шести категорий риска или классу опасности.

Критерии отнесения к той или иной категории или классу для каждой проверяемой деятельности свои и определяются потенциальной опасностью деятельности и тяжестью последствий нарушения требований закона. Например, к высокой категории риска относятся как промышленные объекты, которые несут потенциальную опасность, так и, например, школы и дошкольные учреждения, где последствия чрезвычайных ситуаций могут быть крайне тяжелыми.

Категория риска определит, насколько частыми и объемлющими будут проверки.

В связи с введением нового порядка владельцу предприятия важно точно установить, к какой категории риска или классу опасности оно отнесено, и при необходимости заявить об изменении категории или класса, чтобы не подвергаться проверкам чаще, чем это действительно необходимо.

Новая система взаимодействия с антимонопольными органами

В федеральный закон «О защите конкуренции» планируется внести изменения. Законопроектом предусмотрена разработка на предприятии внутренних правил, призванных обеспечить соблюдение антимонопольных требований (антимонопольный комплаенс).

В случае если такие внутренние акты приняты, собственник и руководитель могут рассчитывать на то, что плановые проверки со стороны федеральной антимонопольной службы будут проводиться не чаще, чем один раз в три года, а размер административных санкций за нарушения антимонопольного законодательства будет снижен.

Кроме того, в некоторых случаях можно будет заявить о том, что нарушения антимонопольного законодательства допущены не юридическим лицом, а отдельным сотрудником, ознакомленным с документами антимонопольного комплаенса, но допустившим такое нарушение. Причем административные штрафы, взимаемые с юридических лиц, кратно превышают те, что могут быть назначены отдельному сотруднику.

Таким образом, преимущества приобретут те, кто заранее разработает и утвердит на предприятиях локальные положения о соблюдении нормативных требований, ознакомит с ними работников (под подпись) и заявит об этом органам федеральной антимонопольной службы.

Предполагается, что подобный подход в будущем распространится и на другие сферы.

Некоторым придется смириться с НДС

Обязанности по уплате налога на добавленную стоимость по ряду операций перекладывают на налоговых агентов. Пока это будет применяться к операциям, связанным с реализацией лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия и сырых шкур животных в виде эксперимента.

Суть изменений в том, что при закупке этих товаров у плательщиков НДС налог исчисляет и уплачивает покупатель (заготовитель), а не продавец. Так проявляется борьба налоговых органов с серыми схемами на рынке товаров, где собирать налог традиционно проблематично. По этой причине участники операций с металлоломом в 2008 году от обязанности по уплате НДС были освобождены. Однако новые требования к собираемости налогов привели к отмене послабления. При этом проблемы, которые существовали при администрировании НДС, законодатель теперь перекладывает на бизнес.

Если с точки зрения налоговых органов вводимая практика себя оправдает (сбор НДС будет более эффективным), такой порядок будет введен в других отраслях экономики.

Как строить жилье в новых условиях

С июля 2018 года вступают в силу изменения в закон о долевом участии в строительстве. Они обозначают постепенный отказ от долевого участия граждан в строительстве жилья и переход от долевого финансирования к банковскому. С одной стороны, указанные меры будут защищать дольщиков от недобросовестных действий застройщиков или проявлений их финансовой некомпетентности. С другой стороны, наметившаяся тенденция свидетельствует о том, что к финансовым способностям застройщиков и девелоперов больше доверия нет.

Фактическое управление строительной деятельностью (через финансы) перейдет к банкам, более компетентным в вопросах финансирования проектов. Это с одной стороны. С другой стороны, банки будут закладывать обеспечение рисков в стоимость финансирования, что приведет к удорожанию «метров», установлению контроля над прибылью застройщиков и «смещению» части прибыли от реализации коммерческих (не социальных) проектов от девелоперов к банкам.

Возможно, девелоперам, стремящимся сохранить автономию, следует рассмотреть альтернативные способы организации строительства, например, создание жилищно-строительных кооперативов, пока регулирование их деятельности не претерпит существенных изменений.

Анна Шумская, руководитель новосибирского офиса группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С

Изменение системы госзакупок

Какие изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году и что с этим делать бизнесу?С 1 января требования к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, устанавливает Правительство РФ. До этой даты перечень банков, выдающих такие гарантии, определялся в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. По новым правилам, перечень банков, соответствующих установленным Правительством РФ требованиям, ведется Минфином России и размещается на его официальном сайте.

Паспорта внешнеэкономических сделок уходят в прошлое

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций. Взамен старых «паспортов сделок» будет применяться электронный учет контрактов с присвоением им уникальных номеров. При этом устанавливается новое пороговое значение суммы обязательств по контрактам, для которых необходим такой учет (взамен старого «порога» в $50 тысяч): 3 млн рублей — для импортных контрактов и кредитных договоров, 6 млн рублей — для экспортных контрактов. Для контрактов с суммой обязательств не более 200 тысяч рублей предусмотрено освобождение от необходимости представления подтверждающих документов. Инструкция также содержит ряд других нововведений и в целом определяет порядок взаимодействия резидентов и уполномоченных банков.

Для обращения в суд с заявлением о банкротстве теперь необходимо не менее чем за 15 дней до этого опубликовать уведомление о таких намерениях

С 1 января для подачи заявления о банкротстве кредитору уже недостаточно иметь на руках вступившее в законную силу решение суда. Законодатель внес изменения в Закон о банкротстве, согласно которым право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, самого должника, работника или бывшего работника должника при условии, что он предварительно опубликует уведомление о намерении подать заявление о банкротстве. Уведомление должно быть опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд.

Таможенники начнут больше пользоваться информационными технологиями, а также упростят и ускорят ряд процедур

В 2018 году ожидается вступление в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который был принят государствами-членами ЕАЭС в соответствии с Договором о Таможенном кодексе ЕАЭС. Принятый кодекс призван заменить действующий Таможенный кодекс Таможенного союза, а также целый ряд существующих международных соглашений в области таможенного регулирования (всего около 16 документов).

В новом Таможенном кодексе особая роль отводится активному внедрению информационных технологий: большинство документов при прохождении таможенных процедур будут оформляться в электронной форме, бумажная же форма будет выполнять вспомогательные функции. Другим направлением развития является упрощение ряда таможенных процедур и сокращение сроков их прохождения. При подготовке Таможенного кодекса ЕАЭС был учтен национальный опыт государств по отдельным вопросам таможенного регулирования (в частности, в нем нашла отражение практика в сфере контроля таможенной стоимости). К числу особенностей нового Таможенного кодекса следует также отнести расширение международного регулирования: предполагается, что национальное законодательство будет касаться лишь отдельных технических и организационных вопросов (например, порядка работы системы управления рисками).

В настоящее время в состав ЕАЭС входят Россия, Республика Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. Все государства-члены выразили намерение завершить процедуры по ратификации Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС до 1 января 2018 года. В целях реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС на территории России в 2018 году также планируется принятие нового Федерального закона «О таможенном регулировании», проект которого был разработан Министерством финансов Российской Федерации.

Андраник Авагян, директор юридической компании «ПАКТУМ»

Стандартизированные проверки

Какие изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году и что с этим делать бизнесу?Роспотребнадзор собирается стандартизировать свою деятельность. В частности, вводятся чек-листы, которые регламентируют порядок плановых проверок, перечень проверяемых документов и особенности проверок тех или иных учреждений. Проверки для предприятий общепита и салонов красоты будут иметь разные чек-листы.

Чек-листы уже разработаны, и любой желающий может посмотреть соответствующий документ для своего предприятия. Документы эти будут размещены в общем доступе, на сайте Роспотребнадзора. Можно заранее определить нужные точки контроля, которые будут проверяться, и ликвидировать все недостатки. Более того, важно знать, что проверяющий инспектор не может выходить за границы чек-листа. Считается, что чек-листы сформированы в достаточном объеме для конкретной проверки. Чек-листы позволят бороться с злоупотреблениями с одной стороны и минимизировать риски с другой.

Кроме того, с 11 января поступление в Федеральную инспекцию труда информации о заключении с работником гражданско-правового договора является основанием для проведения внеплановой проверки в отношении работодателя.

Виталий Ветров, управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Субсидиарная ответственность

Какие изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году и что с этим делать бизнесу?С 2018 года ужесточен процесс банкротства. На этот раз усилилась процедура привлечения к субсидиарной ответственности. Например, введен термин «контролирующее должника лица». Строго говоря, это люди, которые в течение не более трех лет до банкротства компании имели возможность каким-либо образом влиять на управление компанией.

Под такие лица могут попадать финансовые, исполнительные директора, главные бухгалтеры, юристы или люди, вообще не имеющие отношения к управлению компанией. Впрочем, расширение перечня лиц — не единственный бонус. Тут также возможность вне рамок дела о банкротстве привлечь к субсидиарной ответственности виновных лиц, что позволяет существенно снизить издержки кредитору на защиту своих прав. С другой стороны, говорится, что пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, то есть вводится презумпция виновности.

Александр Решетов, генеральный директор ЗАО «Финансово-Правовая Группа «АРКОМ»

Кредитоваться иначе

Какие изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году и что с этим делать бизнесу?С 1 февраля 2018 года вступает в силу федеральный закон о синдицированном кредите (займе), который будет регулировать отношения, возникающие в связи с предоставлением заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), действующими совместно, а также отношения между указанными займодавцами (кредиторами).

По договору синдицированного кредита (займа) несколько кредиторов обязуются согласованно друг с другом предоставить или предоставлять в собственность заемщика денежные средства в размере и сроки, предусмотренные договором для каждого кредитора, а заемщик обязуется возвратить кредиторам полученные от них денежные средства, уплатить проценты за пользование денежными средствами, а также иные платежи, если обязанность их уплаты предусмотрена договором. К таким платежам, например, может относиться, в частности, уплата вознаграждения за организацию синдицированного кредита (займа).

Такой договор имеет специальный субъектный состав, на стороне заемщика будут выступать только юридические лица или индивидуальные предприниматели, а кредиторами по договору синдицированного кредита (займа) будут только лица, которые указаны в законе.

Синдицированный кредит от привычного обязательства с несколькими кредиторами, в котором исполнение производится по умолчанию в равных долях, отличается тем, что в договоре синдицированного кредита (займа) обозначена доля каждого кредитора, иными словами, платежи заемщика будут распределяться в размере, пропорциональном размеру предоставленных заемщику займов каждым участником синдиката кредиторов.

Иван Озеров, менеджер по развитию информационной безопасности в СФО компании Softline

Какие изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году и что с этим делать бизнесу?

Обеспечить безопасность критической информационной инфраструктуры

С 1 января вступил в силу ФЗ 187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Он регулирует меры по обеспечению кибербезопасности на предприятиях энергетического комплекса, нефтехимического, металлургического, машиностроительного, радио- и электротехнического и оборонного производства, пищевой промышленности и других (список довольно обширен). Вывод из строя такого объекта способен парализовать деятельность целого района или населенного пункта, а иногда чреват реальной катастрофой (если речь идет об объектах, работающих в химической или атомной отрасли).

Для реального применения нового закона требуется разработка ряда подзаконных актов, которые конкретизируют требования к организациям и порядок работы. В частности, в ближайшее время ожидается утверждения постановления Правительства РФ «Об утверждении показателей критериев значимости объектов КИИ РФ и их значений, а также порядка и сроков осуществления их категорирования», которое позволит организациям провести инвентаризацию и категорирование своих систем.

При этом искусственно занизить присвоенную объекту категорию значимости не получится, так как итоговый акт категорирования направляется на проверку в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

Также уже на этапе формирования окончательного варианта текста находится проект приказа ФСТЭК «Об утверждении требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ РФ», в котором общая структура документа и состав мер по обеспечению безопасности сильно напоминает уже ранее принятые приказы ФСТЭК, регулирующие меры защиты данных при их обработке в информационных системах персональных данных и государственных информационных системах.

Отдельной нитью в теме безопасности КИИ проходит создание и развитие Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), за которую отвечает 8-ой центр ФСБ. Все организации критической информационной инфраструктуры должны организовать своевременную передачу данных в локальные подразделения ГосСОПКА. Предлагаемый принцип деятельности достаточно прост, но при этом эффективен – при обнаружении атаки одним из центров ГосСОПКА, информация об атаке и способах защиты распространяется внутри системы, что позволяет избежать эпидемии.

Сибирские компании активно интересуются темой развития информационной безопасности и соответствия новым нормативным документам, в частности к нам обращаются предприятия в сфере транспорта, энергетики, топливно-энергетического комплекса. И если филиалам больших корпораций спускают сверху методические рекомендации по теме, то местные игроки остаются один на один с выполнением закона и возможной уголовной ответственностью. Мы наблюдаем повышенный интерес к разработке комплексных проектов по защите от киберугроз и построению систем управления информационной безопасностью.

Если ваша компания потенциально попадает в список субъектов критической информационной инфраструктуры, и вы по каким-то причинам еще не начали работы по приведению в соответствие с новым ФЗ, то можно назвать шесть шагов, которых следует совершить, не дожидаясь принятия всех нормативных актов:

  1. Создать рабочую группу по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры.
  2. Уточнить актуальный перечень нормативных документов (принятых и планируемых к принятию).
  3. Пересмотреть решения по текущим или планируемым в ближайшее время внедрениям с учетом требований по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры.
  4. Провести инвентаризацию существующих систем и оценить возможность их отнесения к значимым объектам КИИ.
  5. Провести GAP-анализ для потенциальных значимых объектов КИИ на предмет обеспечения в них информационной безопасности и соответствия нормативным требованиям.
  6. Провести бюджетную оценку приведения в соответствия с требованиями законодательства.

На четырех последних этапах, на наш взгляд, можно привлечь к работе компанию-интегратора для того, чтобы получить квалифицированную консультацию и существенно сократить время, затраченное на проведение работ.

КОММЕНТИРОВАТЬ ПОДПИСАТЬСЯ

Источник

В Москве пройдет Международный фестиваль музыки The Beatles Браузерные игры для каждого геймера Лучшие условия проката автомобилей Выступление звезды на праздник Российский мультсериал вошел в число лучших в Каннах

Лента новостей