Иван Шахназаров: "Учиться во ВГИКе — как сдавать вождение на механике"

Иван Шахназаров:

Иван Шахназаров:

МОСКВА, 17 апреля — FaxNews, Павел Гайков. Сын Карена Шахназарова Иван снял свой первый полнометражный фильм "Рок". В середине апреля на "Мосфильме" прошел закрытый показ, на котором вместе с Кареном Георгиевичем, Иваном и самым младшим Василием Шахназаровыми фильм посмотрели ректор ВГИКа Владимир Малышев и его сын, исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, а также друзья и знакомые. Фонд кино поддержал производство фильма студии "ВГИК-Дебют".

"Рок" начинался с дипломного короткометражного проекта, с которым три года назад Шахназаров-младший ездил в Канны на спецпоказ в российском павильоне. Полнометражный "Рок", как надеются авторы, перед прокатом покажут на "Кинотавре" и других фестивалях. Картина сделана в жанре роуд-муви. Это дорожное приключение по российской глуши трех начинающих рок-музыкантов, снятое в Брянской и Калужской областях. О жизни между Каннами и Трубчевском, любви к африканским барабанам и Джо Кокеру Иван Шахназаров рассказал в интервью FaxNews.

Иван Шахназаров:

На съемках фильма Ивана Шахназарова "Рок".

— Иван, как вас занесло именно в Брянскую область?.

— Мы приехали случайно в город Трубчевск, потому что там живет тесть нашего художника-постановщика. Город стоит на огромном холме, а под ним — необъятная долина реки Десна. Потрясающие пейзажи: степь, холмы, кукурузные поля.

А отъехав километров сто в город Людиново Калужскорй области, мы нашли сталелитейный завод, который дал нам для съемок паровоз, шесть вагонов и разрешение ездить по их тестировочному железнодорожному кольцу сколько нам понадобится. Плюс местная администрация помогла с десятью машинами полиции с собаками. И вот так мы и передвигались вместе с нашими героями, переживая их приключения. "Рок" — настоящий роуд-муви, каким он должен быть: с грязью, потом, комарами.

Иван Шахназаров:

На съемках фильма Ивана Шахназарова "Рок".

И вся съемочная группа — молодые ребята, для большинства из них "Рок" — такой же дебют, как для меня. Для каждого это был этап профессионального роста. Я знал, что они отдадутся на сто процентов. Все молодые, горящие, готовые к неудобствам и переработкам.

— Какой рок предпочитаешь лично ты?.

— Олдскульный. The Doors, Pink Floyd, битлы, АукцЫон, БГ. Несколько дней назад случайно оказался на концерте группы "Маша и медведи", а до этого года два назад был на Джо Кокере. Вот это было круто!

Но в основном я сейчас слушаю этнические барабаны. Так совпало, что во время подготовки к "Року" я увлекся игрой на этнических африканских барабанах — джембе. Увидел у знакомого, купил и стал стучать. Сейчас ездил в Индию и взял там несколько уроков у профессиональных барабанщиков. Я хотел бы научиться играть на установке, выступать в группе. Не знаю, когда это получится, но надеюсь, что будет.

Иван Шахназаров:

На съемках фильма Ивана Шахназарова "Рок".

— С короткометражным фильмом "Рок" ты ездил в Канны на показ в российском павильоне. Какой-то практический результат это принесло?.

— Ничего конкретного не случилось, но в конечном счете все это вылилось в возможность снять полный метр. Канны — это другой мир. Город превращается в праздник, люди постоянно ходят в смокингах и бабочках на завтрак, обед и ужин. Это странно и забавно, хотя по-своему красиво.

Когда такое видишь в кино — не веришь, но все действительно так: все в смокингах с утра до вечера. Это был хороший опыт, не могу сказать, что хотел бы там оказаться, не скажу, что этот мир меня так прельщает. Но участие в Каннском кинофестивале — это признание профессиональных заслуг.

— Как выпускнику ВГИКа удалось так быстро снять свой первый полный метр?.

— Мне позвонили из студии "ВГИК-Дебют". Обращались не только ко мне, но у меня был готовый сценарий. Это важно! Если ты работаешь режиссером и хочешь снимать, то надо иметь готовую историю. В любой момент может раздаться звонок. Мне повезло. Когда мы написали сценарий, встал вопрос, как назвать. Сразу родилось название "Рок". Сценарист Ваня Зваруев, с которым мы вместе писали, спросил: ничего, что был такой фильм Алексея Учителя? Я подумал совсем недолго и решил, что ничего.

Иван Шахназаров:

Кадр из фильма Ивана Шахназарова "Рок".

— Тебе не кажется странным, что самые коммерчески успешные режиссеры и продюсеры — самоучки, они без вгиковского образования?.

— Сейчас вообще отношение к профессии очень сильно изменилось. Раньше, если ты хотел снимать кино, тебе нужно было владеть огромным числом технических знаний. Что такое свет, экспозиция, композиция кадра, золотое сечение и так далее. А сейчас каждый растет с камерой в телефоне и, кажется, что это не так сложно.

В кино — как и везде: главный бич современного поколения – высокомотивированные низкоквалифицированные сотрудники. Все хотят работать, ставят перед собой цели, но как это делать, никто не знает и учиться не хочет. И в результате у нас то кино, которое есть.

Иван Шахназаров:

Кадр из фильма Ивана Шахназарова "Рок".

По-хорошему, обучить режиссуре и актерскому мастерству нельзя. Я не очень понимал, когда раньше мне это говорили учителя. Сейчас уже потихоньку начинаю. Можно научить, как правильно монтировать крупный план с общим, но для этого достаточно одного занятия. Главное, что дает ВГИК, — практика и свободный поиск собственного языка, стиля, людей, с которыми будешь работать.

Если ты режиссер, то можешь не уметь продавать то что, ты снял. Главное — уметь говорить на киноязыке. ВГИК может этому научить, и это самое важное. Можно говорить, что он слишком академичный или не очень, но таким и должно быть учебное заведение. Ты учишься водить на механике, а потом пересаживаешься на автомат.

Иван Шахназаров:

На съемках фильма Ивана Шахназарова "Рок".

— Почему фильмы "без киноязыка" собирают при этом полные залы?.

— Хороший вопрос. Мне непонятно, почему это происходит. Я в своем окружении не встречал людей, которым бы нравилось это кино. Оно вроде бы есть, и при этом никому не нравится. Оно предназначено некому абстрактному зрителю, который неизвестно где находится.

Может, и правда, если отъехать из Москвы, то там весь прокат занят этими картинами, я не знаю. У нас есть такой стереотип, что этот абстрактный зритель ничего не понимает, и ему надо все объяснять на пальцах, как маленькому ребенку. Мне кажется, это неправильно. Кино надо снимать такое, какое ты сам хочешь смотреть.

Рассылка СМС по своей или базе клиентов компании Electronic Vostok Разработка и продвижение сайтов быстро и качественно «Hello, Igor!»: Асгардия становится первой нацией с территорией в космосе Большой выбор качественных салютов в Санкт-Петербурге Услуги перевода в Москве

Лента новостей